Внеурочная деятельность
Главная / Деятельность / Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Под внеурочной деятельностью мы понимаем образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, организуемую во внеурочное время и направленную на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов, что и определяет и ее специфику, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько расширяют кругозор, сколько учатся действовать, планировать деятельность и принимать решения, проявляют инициативу, приобретают социальный опыт и опыт реального действия.
Поэтому целью внеурочной деятельности является:
создание воспитывающей среды для проявления и развития обучающимся своих интересов: интеллектуальных способностей, духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, гражданской ответственности и правового самосознания, социально значимой практической деятельности, реализации добровольческих инициатив.
Задачи:
1. Формирование метапредметных и личностных результатов, закрепление и развитие определенных УУД (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе.
3. Приобретение учебной самостоятельности.
4. Формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие.
5. Саморазвитие и самосовершенствование.
6. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
7. Оптимизация учебной нагрузки.
8. Улучшение условий развития ребенка в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.
В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность осуществляется по выбору учащихся по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное) и позволяет с одной стороны, удовлетворить потребности учащихся в содержательном досуге, с другой стороны, обеспечивает их участие в социальной и общественно-полезной деятельности.
Принципы и особенности организации внеурочной деятельности
1. Взаимодействие с урочной образовательной деятельностью: внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием, является логическим продолжением работы ребенка на уроке и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Поэтому соединяющим фактором становится предметное содержание, на котором разворачивается исследовательская, проектная, творческая деятельность, отрабатываются формируемые на уроке способы действий.
2. Преемственность и взаимосвязь программ внеурочной деятельности с образовательными программами.
3. Разнообразные формы организации и виды деятельности, отличные от урочной системы обучения.
4. Соответствие возрастным особенностям.
5. Приоритетным является групповой и индивидуальный режим работы, презентация продуктов деятельности, организация открытых мероприятий.
6. Учет образовательных запросов и потребностей обучающихся и их родителей, рекомендаций психолога и учителя.
7. Свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка и с учетом занятости детей в учреждениях дополнительного образования.
8. Опора на положительный опыт организации внеурочной деятельности и дополнительного образования в школе.
Виды внеурочной деятельности:
-курсы внеурочной деятельности;
- клубы;
- кружки;
- секции;
- олимпиады;
- проектная деятельность;
-НОУ;
- конкурсы;
-викторины;
-выставки творческих работ;
-тематические классные часы.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм:
Духовно-нравственное:
Образовательные экскурсии, наблюдения, встречи, тематические классные часы, конкурс чтецов, просмотр и обсуждение кинофильмов, книг, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района; проведение тематических классных часов. встречи с ветеранами войны и труда, встречи с участниками «горячих точек»; «Уроки мужества»; выставки рисунков; оформление газет о боевой и трудовой славе односельчан, Емельяновцев, россиян, оказание помощи ветеранам войны и труда;
Спортивно-оздоровительное:
Занятия в спортивных секциях, валеологические занятия, оздоровительные мероприятия (игровые программы «День здоровья», «Веселые старты»), школьные этапы городских соревнований, организация походов, подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований; проведение бесед по охране здоровья, применение на уроках игровых моментов, физминуток, динамических пауз.
Общекультурное:
Посещение театра и выставок, участие в выставках, праздниках, экскурсии, ролевая деятельность, учебно-художественная (конструкторская) деятельность, создание собственных творческих замыслов и воплощение их в творческом продукте.
Общеинтеллектуальное:
Наблюдения, викторины, интеллектуальные конкурсы, олимпиады, познавательные игры, моделирование, учебные практики, разработка и реализация проектов, исследовательская деятельность.
Социальная активность учащихся:
Классное самоуправление и участие в школьном самоуправлении, ролевая игра, организация и участие в социальных и экологических акциях, знакомство с профессиями, общественно полезные и социальные практики, участие в социально значимых делах и акциях

Исходя из задач, принципов организации, особенностей форм и содержания внеурочной деятельности, а также имеющихся в школе условий в основу модели ВУД положили одну из типов организационных моделей - оптимизационную модель.

Организационная модель прилагается (схема №1).
Обоснование выбора данной модели ВУД в школе:
1. Оптимальное использование потенциала дополнительного образования пространства школы и городского образовательного пространства (сотрудничество и партнерство с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры и досуговыми центрами).
2. Минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность.
3. Единство образовательного и методического пространства в школе, содержательное и организационное единство всех его структурных подразделений.
В реализации модели принимают участие все педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования) и работники учреждений городского образовательного пространства. При этом координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими должностными обязанностями:
1. взаимодействует с педагогическими работниками школы.
2. организует в классе образовательный процесс, оптимальный для достижения гарантированных результатов освоения ООП НОО,
3. организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной работы в классе, в том числе, через органы самоуправления,
4. организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?